Про авторские права в России
Jul. 8th, 2009 09:32 pmОбсуждение авторских прав в России в моей френдленте (вкратце - текст из ЖЖ-дневника был перепечатан в газете без указания авторства; возмущение автора член редколлегии продиагностировал как фимоз головного мозга) напомнило мне собственный забавный опыт.
Несколько лет назад мой приятель предложил мне соавторство в учебнике, выпускаемом известным московским университетом (сейчас половина ВУЗов стала университетами). Мы на пару накатали текст главы, учебник приняли в печать, а потом как-то так получилось, что я заехал в Москву и приятель предложил вместе зайти за тиражом. Напрасно он это предлагал - я это понял, как только увидел округлившиеся глаза редактора издания. Как оказалось, академик, главный редактор издания решил, что авторов многовато, ну и мою фамилию решили выкинуть, я, естественно, за границей, и не узнаю, лопух. Кусочки бурного обсуждения я мог слышать из-за закрытых дверей, ожидая в предбанничке кабинета завкафедры, кстати, международной известности тетеньки - особо меня изумило ее восклицание: "Может, он и не узнает!". Исправлена ошибка была так: мне выдали авторские экземпляры с переклеенным списком авторов поверх титульной страницы - очевидное решение для поколения, вырезавшего из Большой советской энциклопедии страничку со статьей "Берия", заменяя ее на присылаемые подписчикам страницы с другими статьями. Вокруг заплатки было тщательно замазано белой краской-корректором - вот что я должен был не заметить!
Так и стоят у меня на полке пять учебников в рядок мемориалом авторским правам в России. А куда их еще?
Несколько лет назад мой приятель предложил мне соавторство в учебнике, выпускаемом известным московским университетом (сейчас половина ВУЗов стала университетами). Мы на пару накатали текст главы, учебник приняли в печать, а потом как-то так получилось, что я заехал в Москву и приятель предложил вместе зайти за тиражом. Напрасно он это предлагал - я это понял, как только увидел округлившиеся глаза редактора издания. Как оказалось, академик, главный редактор издания решил, что авторов многовато, ну и мою фамилию решили выкинуть, я, естественно, за границей, и не узнаю, лопух. Кусочки бурного обсуждения я мог слышать из-за закрытых дверей, ожидая в предбанничке кабинета завкафедры, кстати, международной известности тетеньки - особо меня изумило ее восклицание: "Может, он и не узнает!". Исправлена ошибка была так: мне выдали авторские экземпляры с переклеенным списком авторов поверх титульной страницы - очевидное решение для поколения, вырезавшего из Большой советской энциклопедии страничку со статьей "Берия", заменяя ее на присылаемые подписчикам страницы с другими статьями. Вокруг заплатки было тщательно замазано белой краской-корректором - вот что я должен был не заметить!
Так и стоят у меня на полке пять учебников в рядок мемориалом авторским правам в России. А куда их еще?
no subject
Date: 2009-07-09 02:43 am (UTC)no subject
Date: 2009-07-09 02:52 am (UTC)no subject
Date: 2009-07-09 02:49 am (UTC)перепечатанпроцитирован в газете без указания авторства. Две большие разницы, как говорили в Одессе.no subject
Date: 2009-07-09 02:56 am (UTC)no subject
Date: 2009-07-09 04:12 am (UTC)Вот, например, стих одного очень известного ученого, просто нашпигованный цитатами. И ни одной ссылки!
***
Чуден Днепр. Жива старушка.
Танки быстры. Ночь нежна.
Куроногая избушка.
Покоренная Луна.
Птица-тройка. Туз. Семерка.
Померла, так померла.
Лучше водка, чем касторка.
Можно даже из горла.
Где яйцо, там сковородка.
Где старушка, там топор.
Где прищур, там и бородка.
Где не надо, там простор.
Мчатся тучи, вьются тучи,
А под ними - статус-кво.
Всякой твари мы покруче,
Только толку-то с того.
***
no subject
Date: 2009-07-09 04:50 am (UTC)Почему-то все упираются в правила цитирования, в то время как "фельетон" построен на тексте, который не является публичным. Это личные записки. Их вообще нельзя приводить без разрешения. Мне странно, что, как показала дискуссия, согласия по этому вопросу нет.
no subject
Date: 2009-07-09 05:04 am (UTC)P.S.
Date: 2009-07-09 03:00 am (UTC)Re: P.S.
Date: 2009-07-09 03:18 am (UTC)Re: P.S.
Date: 2009-07-09 04:20 am (UTC)Re: P.S.
Date: 2009-07-09 07:19 am (UTC)Re: P.S.
Date: 2009-07-09 03:18 am (UTC)Что значит по-дружески отнеслись? Люди в дневниках пишут, не рассчитывая на то, что это будет растиражировано массово. Они могут высказываться неаккуратно, писать то, что верно только для какого-то частного случая, а не вообще, излагать какие-то свои впечатления, о которых потом пожалеют. И что - над ними надо всеми висит возможность того, что какой-то аноним ради красного словца вырвет слова из контекста и поставит в свой придуманный контекст?
Re: P.S.
Date: 2009-07-09 03:49 am (UTC)2) Если люди пишут в дневниках общедоступных в интернете, то они должны учитывать что это может быть растиражировано массово. В противном случае нужно писать на бумажке, складывать в стол, и не давать никому читать. Или хотя бы ставить замок на свои записи.
3) Уже многократно было обещано в разных местах разными членами редколлегии, что редакция принесет свои извинения и укажет все авторство в ближайшем же номере.
Re: P.S.
Date: 2009-07-09 04:10 am (UTC)По крайней мере я воспринял текст именно как пасквиль. Прочитал теперь я его целиком - я его и раньше видел в газете, но как-то пропустил. По(1) мы можем спорить, на мой взгляд, это проявление российского цинизма, главной нашей беды, когда любое начинание объявляется нечестным, ну да ладно, каждый имеет право на свое мнение. По (2) я решительно не согласен. Если с Вашего стола украдут дневник или бумажник, они по-прежнему останутся Вашей собственностью, и то, что они лежали открыто, оправданием не будет. По (3), лично я считаю такие извинения издевательством.
Re: P.S.
Date: 2009-07-09 04:14 am (UTC)Re: P.S.
Date: 2009-07-09 06:42 am (UTC)Пошлите Михаилу Гельфанду как напоминание
Date: 2009-07-09 03:02 am (UTC)Re: Пошлите Михаилу Гельфанду как напоминание
Date: 2009-07-09 03:14 am (UTC)Re: Пошлите Михаилу Гельфанду как напоминание
Date: 2009-07-09 03:37 am (UTC)Re: Пошлите Михаилу Гельфанду как напоминание
Date: 2009-07-09 04:16 am (UTC)Re: Пошлите Михаилу Гельфанду как напоминание
Date: 2009-07-09 04:24 am (UTC)Re: Пошлите Михаилу Гельфанду как напоминание
Date: 2009-07-09 02:08 pm (UTC)Я не вижу логической связи между обсуждением авторского права и права на анонимность в ЖЖ: нарушивший второе ведь не лишается первого?
Правила ЖЖ я тоже не знал, хотя анонимность пользователей, конечно, поддерживаю, с естественными органичениями, скажем о блоге Медведева я буду писать "блог медведева". Думаю, что в данной дискуссии prohvessor находится на границе категории celebrities, и выражаю сожаление за раскрытие его имени.
Re: Пошлите Михаилу Гельфанду как напоминание
Date: 2009-07-09 03:51 pm (UTC)Re: Пошлите Михаилу Гельфанду как напоминание
Date: 2009-07-09 02:00 pm (UTC)Я думаю, есть все же некоторые границы применимости данного правила. Скажем, если юзер s_mironov (если не ошибаюсь) будет писать о своем мнении о Путине, а dolboev - o ЖЖ, я более чем уверен в том, что их будут свободно называть по имени, ибо это они принимают решения, находящиеся в центре дискуссии. В данном случае дискуссия идет об авторском праве, и мнение члена редколлегии обсуждаемой газеты куда более существенно, чем мнение пользователя prohvessor.
Re: Пошлите Михаилу Гельфанду как напоминание
Date: 2009-07-09 02:49 pm (UTC)Вот ссылка:
http://www.livejournal.com/support/faqbrowse.bml?faqid=107&q=privacy&lang=
Comments, entries, journals and posts not permitted on LiveJournal include but are not limited to material:
<...>
- invading the privacy of another user by posting personal information;
<...>
Прецеденты были, когда администрация требовала удалить записи, содержащие имя и фамилию юзера.
Re: Пошлите Михаилу Гельфанду как напоминание
Date: 2009-07-09 03:03 pm (UTC)Вне зависимости от этого, логической связки я не вижу. Точнее вижу на уровне moral fault: rezoner не моет посуду после ужина, поэтому он не достоин защиты своих авторских прав.
Про жесткие стандарты цитирования, я полагаю, что в оригинальной дискуссии было приведено достаточно примеров, показывающих, что это - общепринятые стандарты. Обратное утверждение требует также доказательства.
Re: Пошлите Михаилу Гельфанду как напоминание
Date: 2009-07-09 03:16 pm (UTC)Твой пример должен звучать иначе. Резонер не моет посуду после ужина, поэтому когда Резонер говорит, что всем надо производить влажную уборку, его слова звучат не столь убедительно.
Re: Пошлите Михаилу Гельфанду как напоминание
Date: 2009-07-09 03:27 pm (UTC)Думаю, что акценты я расставил правильно: первое есть невыполнение локальных и малоизвестных правил; второе - общее и широко признающееся право.
Но даже отвлекаясь от конкретного случая, как тебе вот это:
Мадофф - вор, поэтому он лишается права на защиту закона и любой может его ограбить?
Re: Пошлите Михаилу Гельфанду как напоминание
Date: 2009-07-09 03:39 pm (UTC)Где я говорил, что твой френд
Re: Пошлите Михаилу Гельфанду как напоминание
Date: 2009-07-09 04:26 pm (UTC)Давай в любом случае ее закончим, конечно, после твоего ответа.
Re: Пошлите Михаилу Гельфанду как напоминание
Date: 2009-07-09 04:56 pm (UTC)"Просто, требуя очень жестких стандартов цитирования, логично самому не менее твердо придерживаться стандартов, регулирующих privacy"
Эта фраза означает, что я призываю придерживаться стандартов, регулирующих privacy .(2)
Эта фраза не означает, что я призываю не требовать очень жестких стандартов цитирования.
Она вообще никак не оценивает это последнее требование (1) само по себе. Она указывает лишь на то, что я считаю, из требования (1) логически вытекает требование (2). Тем не менее, требование (1) мы наблюдаем, а требование (2) не выполнено.
Таким образом, я указываю автору требования (1) на непоследовательность, никак не ставя под сомнение справедливость требования (1).
no subject
Date: 2009-07-09 04:24 am (UTC)no subject
Date: 2009-07-09 06:35 pm (UTC)Смешно
Date: 2009-07-09 07:00 pm (UTC)